Президент в соответствии с пунктом «г» статьи
84 Конституции Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект
федерального закона «О компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок».
Пояснительная записка к проекту федерального закона:
Подготовка проекта федерального закона «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» обусловлена необходимостью выполнения
требований Европейского Суда по правам человека о создании эффективного
средства правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями,
выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и
исполнения судебных актов.
При этом Европейский Суд исходит из
того, что под эффективным средством правовой защиты в данном случае
следует понимать комплекс определённых мер, направленных на
предотвращение нарушения права на судопроизводство в разумный срок и
права на исполнение судебного акта в разумный срок (постановление
Европейского Суда от 15 января 2009г. по делу «Бурдов против Российской
Федерации, №2»).
На необходимость создания компенсационных
механизмов защиты права на судопроизводство в разумный срок и права на
исполнение судебного акта в разумный срок указывается в определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2008г. №734-О-П.
Законопроектом предусматриваются гарантии обеспечения гражданам
Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства,
российским, иностранным и международным организациям права на
судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в
разумный срок, нарушение которых является основанием для присуждения
справедливой компенсации.
Согласно законопроекту обратиться с
заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок вправе заинтересованное лицо, претерпевшее
неблагоприятные последствия в связи с допущенными нарушениями разумного
срока судопроизводства или исполнения судебного акта. При этом понятие
судопроизводства включает в себя не только продолжительность
рассмотрения дела в суде, но и длительность досудебного производства по
уголовному делу.
Право на судопроизводство в разумный срок и
право на исполнение судебного акта в разумный срок имеют
публично-правовую природу, в связи с чем законопроектом предлагается
способ их защиты, отличающийся от гражданско-правового способа защиты
прав, нарушенных незаконными действиями суда (судьи) и иных
государственных органов и органов местного самоуправления (возмещение
убытков).
Однако предлагаемый способ защиты права на
судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в
разумный срок не исключает возможности взыскания убытков, причинённых
незаконными действиями суда (судьи) и иных органов, на которых лежит
обязанность по исполнению судебных актов в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом
предусматривается присуждение компенсации в случае обращения в суд с
таким заявлением заинтересованного лица и при установлении факта
чрезмерного нарушения разумного срока судопроизводства или исполнения
судебного акта вне зависимости от вины суда или органа, на который
возложена обязанность по исполнению судебного акта.
В
законопроекте содержатся положения о компетенции судов общей юрисдикции и
арбитражных судов по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации, а
также решаются другие вопросы, имеющие значение для единообразного
рассмотрения указанных заявлений в соответствующих судах.
В
части, касающейся определения подведомственности дел о присуждении
компенсации, законопроектом предусматривается, что заявления о
присуждении компенсации подаются в суд общей юрисдикции либо в
арбитражный суд в зависимости от того, в каком суде (суде общей
юрисдикции или арбитражном суде) был нарушен разумный срок судебного
разбирательства или судебный акт какого суда не был исполнен (или был
исполнен с нарушением разумного срока).
Законопроектом
устанавливается, что исполнение судебных решений о присуждении
компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства производится
за счёт средств федерального бюджета, а за нарушение разумного срока
исполнения судебных актов – за счёт средств федерального бюджета, или
бюджета субъекта Российской Федерации, или местного бюджета.
В
законопроекте предлагается возложить исполнение судебных решений о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок на Министерство финансов Российской Федерации.
Законопроект
подлежит рассмотрению одновременно с проектом федерального
конституционного закона «О внесении изменений в статьи 24 и 26
Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской
Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах
Российской Федерации» и с проектом федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на
судебное разбирательство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок».