О проекте
Нарушения прав человека – это категория неправомерных действий, которые могут быть совершены исключительно представителем власти, уполномоченным осуществлять действия от имени государства. У преступника такой власти нет. Когда преступник калечит или убивает людей, он совершает тяжкое преступление, но он не нарушает при этом права человека. Это, безусловно, нисколько не умаляет причиненного им ущерба. Тем не менее нарушения прав человека причиняют гораздо больший ущерб интересам государства, являются неизмеримо более общественно опасными деяниями.
Субъектами грубых нарушений прав человека таких, как пытки и жестокое обращение, нарушения неприкосновенности жилища и частной жизни, незаконное лишение свободы, нарушение свободы передвижения, нарушение права на справедливое судебное разбирательство и эффективную судебную защиту чаще всего являются сотрудники милиции, прокуратуры, спецслужб, федеральные и мировые судьи, сотрудники исправительных, медицинских и образовательных учреждений и армейские командиры. Согласно УПК России, подобные дела подследственны исключительно прокуратуре. Именно прокуратура проводит предварительные расследования уголовных дел, связанных с таким объектом (конституционные права и свободы) либо с таким субъектом (сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, сотрудники исправительных учреждений). Уголовно-процессуальные нормы при этом не разграничивают правил и требований к расследованиям убийств и избиений задержанного сотрудником милиции. И тех, и других дел у одного следователя прокуратуры, особенно в крупных городах, бывает очень много. Правозащитные организации, однако, заинтересованы в наиболее полном и скором расследовании именно нарушений прав человека с неизбежным возложением ответственности на виновного. Подобные расследования получили еще название «стратегических тяжб», которые направлены на установление юридического прецедента при защите нарушенного права для использования его затем во всех аналогичных случаях (например, дело Калашников против России, в ходе которого бездействие правоохранительных органов в течение длительного времени по уголовному делу было признано нарушением права на справедливое судебное разбирательство).
Собранные правозащитниками данные могут использоваться как доказательства по уголовному делу. Зачастую правозащитникам легче получить информацию такого рода, чем сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, информация правозащитниками проверяется объективно и всесторонне. Органы дознания и следствия при проверке подобной информации и сбору доказательств нередко придерживаются субъективного уклона, что сильно влияет на объективность проводимого расследования. К тому же сотрудникам органов прокуратуры зачастую приходится иметь дело только с документами, представленными сотрудниками милиции, которые нередко необъективно отражают действительность. Очевидным плюсом в работе независимых правозащитных организаций является отсутствие сроков работы по проведению общественных расследований, что позволяет собрать наиболее полную информацию и осуществлять постоянную защиту прав пострадавшего, добиваясь привлечения виновных к ответственности как при помощи местных правоохранительных органов, так и при помощи международных организаций по правам человека. Для защиты прав человека правозащитными организациями активно используются центральные средства массовой информации и СМИ субъектов федерации. Проводятся совместные общественно-журналистские расследования.
Кроме сбора информации по конкретным случаям, правозащитниками проводится работа по выявлению подобных случаев при помощи анкетирования, приема граждан, мониторинга средств массовой информации. Ведется работа по «горячим линиям». Таким образом, в правозащитные организации стекается масса информации.
Одним из примеров такой деятельности является работа региональной общественной организации «Комитет против пыток» (г. Нижний Новгород), которая проводит проверку и общественные расследования жалоб о применении пыток. Проверяется любая жалоба или иная информация о подобных случаях. Если после проведения проверки по таким жалобам сотрудники Комитета считают очевидным нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, которая запрещает применение пыток, то весь собранный материал со своим заключением они направляют в соответствующие государственные органы. После этого добиваются возбуждения уголовного дела, предварительного следствия и суда.
Работа общественной организации не прекращается и на этой стадии. Идет постоянное сопровождение «своего» материала, сбор дополнительных доказательств, сбор информации, необходимой правоохранительным органам для проведения полного и объективного расследования. О масштабах нарушений говорят, например, данные Комитета за гражданские права (г. Москва), в ходе исследования которого из 250 опрошенных осужденных в Московской области 92 человека сообщили о применении к ним жестокого обращения, а 57 человек утверждали, что к ним были применены пытки с целью заставить их дать показания, соответствующие версии следствия. Выборочный анонимный опрос, проведенный правозащитными организациями в Самарской области, показал, что из 29 задержанных работниками милиции избиениям подверглись 23 человека.
Из 1472 несовершеннолетних, проживающих на территории одной Московской области и проанкетированных Комитетом за гражданские права, 212 человек утверждают, что стали объектами необоснованного применения насилия со стороны сотрудников милиции.
Во всех регионах где существуют общественные правозащитные организации, занимающиеся проблемами нарушения прав человека сотрудниками правоохранительных органов, зафиксированы многочисленные факты подобных нарушений. Регионы: Москва, Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан, Нижегородская область. По остальным субъектам сведений о нарушениях со стороны сотрудников правоохранительных органов не имеется. Можно сделать вывод, что отсутствие независимых от государства правозащитных объединений не позволяет выявить нарушения прав человека в регионах
На сегодняшний день немногочисленные правозащитные организации все же занимаются проблемами применения недозволенных методов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следствия и суда. Деятельность по общественным расследованиям случаев нарушений прав человека характеризуется рядом принципов, позволяющих выделить ее в отдельное направление: 1. Юридическая профессионализация лиц, проводящих общественные расследования. 2. Жесткое разделение функций между членами группы, проводящей общественные расследования. 3. Совместная деятельность с членами адвокатской палаты. 4. Тесное рабочее взаимодействие с государственными органами. 5. Четко расписанный порядок работы. 6. Строгое делопроизводство.
Успешная группа, занимающаяся общественными расследованиями, состоит из четырех членов: а) оперативный, или аут-рич, сотрудник. В его/ее должностные обязанности входит поиск информации о случаях нарушений прав человека, контакт с гражданами, в особенности, из группы риска (потребители наркотических средств, коммерческие секс-работники, бездомные, мигранты, представители этнических групп и т.д.), фиксация факта нарушения прав человека и проверка его достоверности, вынесение заключения о факте нарушения прав человека. Оперативник должен иметь опыт общения с людьми, составления процессуальных документов, определения юридически значимых обстоятельств, их грамотной фиксации. От деятельности оперативного работника зависит результат работы всей группы.
б) адвокат. Только член адвокатской палаты с оплаченным ордером может принимать участие в качестве защитника в уголовном процессе, может быть допущен к обвиняемому в следственный изолятор, ИВС, колонию и т.д. Его/ее специальные знания намного эффективнее при рассмотрении искового заявления либо жалобы в суде, при участии в качестве представителя потерпевшего. Адвокат обладает не только специальными знаниями, его/ее знают в прокуратуре, суде, милиции. В Правозащитном Центре работают несколько адвокатов, составляющих неформальную коллегию. Они специализируются на защите пострадавших от незаконных действий правоохранителей.
в) пресс-секретарь. Поскольку общественные расследования отличаются от обычного уголовного либо гражданского дела тем, что критическим является максимальное освещение его хода в СМИ, функции пресс-службы становятся крайне важными. Главной целью деятельности пресс-службы является создание и поддержание позитивного имиджа организации в рамках созданной PR-концепции и намеченной PR-стратегии развития. Основной задачей - информационное сопровождение всех проектов. Методами работы пресс-службы являются разработка и проведение PR-мероприятий (пресс-конференций, брифингов, различных акций), создание и рассылка пресс-релизов, размещение в СМИ собственных публикаций, мониторинг СМИ, подготовка проекта статьи, фото- и видеосъемка. Руководитель пресс-службы Казанского правозащитного центра – Булат Мухамеджанов.
г) администратор. Эту функцию, как правило, выполняет руководитель организации/проекта/группы. Он/она координирует деятельность членов группы, создает для них необходимые условия труда, надзирает за ходом общественных расследований, вступает в контакты с органами государственной власти, осуществляет поиск финансирования и в целом создает оптимальные условия для эффективной деятельности. В настоящее время функцию администратора выполняет председатель Совета Казанского правозащитного центра - Игорь Шолохов.
Таких групп в настоящее время в России несколько. К ним можно отнести Нижегородский комитет против пыток, Красноярский общественный комитет по защите прав человека и Казанский правозащитный центр.
Как мы это делаем?
Сообщение о нарушении, поступившее в Правозащитный Центр г. Казани, регистрируется и по нему обязательно проводится проверка. Цель проверки – устранить заведомо ложные и ошибочные сообщения, дабы не повредить ни сотруднику, на якобы незаконные действия которого указывает заявитель, ни самому заявителю, поскольку существует уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о преступлении. В ходе этой предварительной проверки сотрудник Правозащитного Центра обязательно свяжется с заявителем, его родственниками и людьми, на которых он указывает в сообщении, для получения более подробной и достоверной информации.
Если проверка показывает, что нарушение действительно было, то будет стоять задача сбора как можно большего числа и лучшего качества доказательств неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов. Здесь кропотливая работа ведется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона при непосредственном участии адвокатов. Имеют огромную ценность любые документы, справки, свидетельства, фотографии, аудиозаписи, указание на очевидцев не только самого нарушения, но и, скажем, того, что пострадавший непосредственно до задержания был здоров, на плохое самочувствие не жаловался и на теле у него синяков, ссадин и царапин не было. Для фиксации всех возможных доказательств используется необходимая техника – переносные копиры, видеокамера, диктофон, сканер, фотоаппарат. Сотрудники Правозащитного Центра могут инициировать получение дополнительных доказательств (или, источников доказательств, по смыслу УПК РФ) неправомерных действий (например, заключений специалистов в области судебной медицины, судебной психологии и пр.). Параллельно с этим процессом адвокат, представляющий интересы пострадавшего, будет добиваться возбуждения уголовного дела, проведения служебной проверки (той же прокуратурой, управлением собственной безопасности), обжаловать неправомерные действия и решения в суд, ходатайствовать о допросе свидетелей и приобщении доказательств к уголовному делу. Задача – добиться привлечения виновных к ответственности и возместить причиненный их незаконными действиями вред. При явной невозможности добиться этих результатов в России, сотрудники Центра подготовят обращение в международные инстанции и, в первую очередь, в Европейский суд по правам человека.
Цель же всей этой деятельности выходит за пределы помощи конкретному пострадавшему. Она шире и направлена на создание у сотрудников правоохранительных органов ощущения необходимости пусть не соблюдать сразу права человека, но хотя бы делать свою работу чище и профессиональнее. Ведь бить задержанных – это не профессионально, как и брать взятки, подтасовывать понятых, фальсифицировать доказательства…
Достижению это конечной цели посвящена работа пресс-службы Правозащитного Центра г. Казани. В ее арсенале – связи с местными, региональными, федеральными и международными средствами массовой информации. Это и телевидение, и радио, и печатная пресса, и Интернет-СМИ. Так, за 2009 год о нашей правозащитной деятельности вышло более 2100 различных публикаций, интервью, репортажей и программ. Мы не создаем делу общественный резонанс, мы информируем общественность, а она решает, стоит ли по этому поводу высказать свое возмущение. Мы лишь знаем, как, кому и о чем сказать.
|